Перевод. Оригинал: Why We’ll Never Meet Aliens.
Обладая нашими знаниями в статистике и астрономии, наивно полагать, что других разумных жизненных форм во Вселенной нет. Мы знаем о существовании миллиардов звёзд и планет в нашей галактике и миллиардов других галактик. Люди довольно плохо осознают масштабы таких больших чисел.
Эта статья не о науке, а, скорее, о масштабном мышлении. О достаточно масштабном, чтобы понять, что если существуют инопланетяне, способные прилететь на Землю, у них почти наверняка нет в этом надобности.
Стивен Хокинг, известный физик, сказал однажды, что визит инопланетян на Землю был бы сродни открытию Колумбом Северной Америки вместо Южной — нам, как и индейцам, пришлось бы плохо. Потому что инопланетяне прилетели бы не для дружбы, а за ресурсами.
Однако такое рассуждение ошибочно. Давайте вспомним практически любой фильм о пришельцах. Конечно, фильмы это всего лишь выдумка, но именно они сформировали наше представление об инопланетянах, причем довольно ограниченное.
Из фильмов следует, что инопланетные расы отличаются в основном тремя технологиями: сверхсветовое движение (движение со скоростью больше скорости света в вакууме), энергетическое оружие и искусственная гравитация. Про гравитацию зритель не задумывается, поэтому фильмы не заостряют на ней внимание, к тому же это упрощает съёмку.
Фильмы также предполагают наличие у пришельцев и многих других технологий (они не едят и не болеют, например), но это не так интересно. Лазеры, фазеры и прочие пиу-пиу-бластеры — вот что нас волнует.
Вы когда-нибудь задумывались, почему изобретатели энергетического оружия не сделали его самонаводящимся? Вместо этого инопланетяне целятся с помощью своих несовершенных биологических тел. Ещё глупее, когда инопланетный робот, превосходящий человека по всем критериям, умудряется стрелять из своего оружия так же плохо. Конечно, «Звёздные Войны» были бы гораздо короче, если бы имперские штурмовики чаще попадали в Хана Соло, но зато было бы намного правдободобнее.
У нас, людей, уже на данный момент есть автоматические наводящие системы, которые хорошо стреляют из нашего примитивного огнестрельного оружия. То есть наши сегодняшние технологии гораздо лучше того, что вы видели в «Звёздных Войнах».
Так что к тому времени, когда мы изобретём энергетическое оружие, у нас уже будут отличные системы наводки. Они не будут промахиваться. С непередаваемой грустью я вынужден заявить, что мне не доведётся пострелять из энергопистолета или винтовки. Они, конечно, будут, но не я буду их наводить. Они будут наводиться сами, а я, возможно, буду убегать.
Фильмы могут опускать и упрощать что угодно. Действительность же такова, что наука продвигается одинаково быстро во всех областях. Не только потому что в разных отраслях учёные прилагают одинаковые усилия, но и потому что прогресс в одной из них ускоряет остальные (как изобретение компьютера продвинуло все остальные направления развития человечества).
Согласно Хокингу, раса инопланетян покорит сверхсветовые путешествия (или потратит несколько тысячелетий, чтобы до нас долететь), поборет космическое излучение и освоит навигацию в огромных пространствах для того, чтобы попасть на Землю и… отобрать нашу воду.
Другое моё любимое рассуждение: если пришельцы прилетели к нам за ресурсами, то как экономически обосновано это решение? Получается, им важны и нужны ресурсы, но добыть или произвести их поближе к дому оказалось, в некотором смысле, дороже, чем долететь до Земли, отобрать наши ресурсы (при этом, вероятно, уничтожив нас) и отправить их на родную планету.
С технологической и экономической точек зрения это кажется маловероятным, если и вообще возможным. Представьте, что мы освоили алхимию, и даже умеем получать материю из энергии. Представьте себе эти технологии через сто, или двести лет, или сколько, по-вашему, осталось до межзвёзных путешествий. Что будет проще и дешевле, производить плутоний на Земле или послать космический корабль с солдатами и шахтёрами на какую-нибудь далёкую планету?
На текущий момент мы даже близко не подошли к возможности долететь до Проксима Центавра (ближайшей к нам, помимо Солнца, звезде), не говоря уже о планетах. Наши технологии очень далеки даже от того, чтобы долететь до неё за 1000 лет.
Со всем уважением к NASA, наши текущие космические технологии, по сути, сводятся к закладыванию взрывчатки под ракету и отправке ракеты на орбиту с помощью взрыва, а затем к возврату обратно до того, как закончатся припасы или космонавтам станет совсем плохо. Если отправку человека в другую звёздную систему можно оценить в 100 баллов по некоторой воображаемой шкале технологической сложности, то наши технологии сейчас где-то на уровне двух баллов.
Можно возразить, что технология терраформирования может оказаться гораздо сложнее сверхсветовых путешествий. Это позволяет представить расу инопланетян, которые умеют путешествовать в космосе, но не умеют изменять планеты под свои нужды. Тогда, может быть, колонизация Земли имела бы смысл. Но рассмотрим следующее рассуждение.
До сверхсветовых путешествий они, вероятно, провели много десятилетий, перемещаясь менее быстро. Даже если нет, в их космических кораблях, или, скорее, био-домах, вероятно, можно жить постоянно. Хотя, наверное, говорить про био-дома неправильно. Если их биологи не тратили время зря, пока инжинеры изобретали сверхсветовой двигатель, эти инопланетяне вряд ли вообще сильно зависят от окружающей среды: технология заменила им еду и воздух.
Единственное что наша планета могла бы им дать, это твёрдую землю под ногами. Может быть, трансформировать планеты они и не умеют, но пригодные для жилья корабли-то у них есть. Гостеприимность чужой планеты под вопросом, а жить на собственном корабле не так и плохо.
Так зачем им вообще к нам прилетать? Может быть, для торговли? Как же, конечно. Очевидно, что наши детские технологии им не нужны. Может быть, мы могли бы продать им какие-нибудь предметы искусства, горшки там разные, но кроме этого едва ли пришельцам что-нибудь будет интересно.
Может быть, они захотят обучить нас? Возможно. Но маловероятно, что мы будем их первыми учениками на этой миссии. По статистике, мы можем быть им интересны, но не так уж и сильно.
Ах да, что там насчёт статистики? Помните мой тезис о том, что все области науки развиваются с одинаковой скоростью? Это относится и к математике со статистикой. Чтобы построить сверхсветовые корабли, пиу-пиу-лазеры и искусственную гравитацию, нужна математика, на световые годы опережающая нашу.
Предположим, они возьмут свой продвинутый телескоп Хаббл и увидят в него нашу солнечную систему (точнее, какое-то её прошлое состояние). Они увидят, что Земля может быть обитаема, узнают состав почвы и атмосферы. Они увидят океаны и измерят температуры. Они увидят Юпитер, защищающий Землю от астероидов.
Даже если бы мы сейчас увидели такую солнечную систему, мы могли бы довольно точно определить, что там возможна жизнь. А если бы наша наука была бы в тысячу раз более продвинутой, могли бы мы определить, что у обитателей планеты по две ноздри? Как точно могли бы мы угадать, что представляют из себя жизненные формы этой планеты? И даже если бы не могли угадать точно, имеет ли это значение? Другими словами, этих данных достаточно, чтобы догадаться о нашем существовании. Точно так же, как мы узнали, что на Марсе была вода, а на Венере было жарко.
Но даже сейчас мы мыслим недостаточно масштабно. Ведь продвинутыми окажутся не только их науки и технологии, но и они сами.
Чтобы узнать, сколько футов в миле, 20 лет назад надо было идти в библиотеку. Десять лет назад для этого достаточно было дойти до компьютера и поискать в интернете. Сегодня можно, в буквальном смысле, спросить телефон.
Носимые компьютеры (скажем, часы) уже на подходе, и получать ответы можно будет ещё быстрее. Разница между знанием ответа и способностью найти его в Интернете постепенно стирается, и когда-нибудь вовсе исчезнет. Если информация всегда под рукой, нет смысла что-либо запоминать.
Сколько лет осталось до встраивания интерфейса Google прямо в мозг? Тогда мы будем знать всё. И тогда только скорость работы мозга станет нас ограничивать. Очевидно, следующим шагом будет усовершествование мозга и мышления, что приведёт к усовершествованию самого нашего существа. Над этим и будут работать учёные (на самом деле, они уже над этим работают).
Что бы изменилось в вас, если бы вы имели мгновенный доступ к любой информации? Кем бы вы были, если бы были в два раза умнее? В десять раз? (Не отвечайте, вы недостаточно умны, чтобы это знать)
А теперь давайте перемотаем время вперёд и подумаем, что будет через 100 лет. Или 1000. Или когда, по-вашему, станут возможны межзвёздные путешествия. Люди тогда едва ли будут напоминать нас сейчас. Фильмы часто изображают инопланетян с большой головой, и такое будущее вполне для нас возможно, но только не благодаря биологической эволюции: технологическая эволюция к тому времени давно уже её обгонит. (Об этом можно прочитать практически в любой книге Рэймонда Курцвейла)
Вопрос почему инопланетяне могут «захотеть прилететь сюда», пожалуй, неверен на корню из-за нашей ограниченности: слово «захотеть» может быть не применимо к кому-либо, кто в 1000 раз умнее нас.
Если бы мы обнаружили рыбообразных существ на Европе (спутник Юпитера), изучение их было бы просто захватывающим. Однако, если бы мы были в 1000 раз умнее и уже 1000 лет находили бы рыбообразных существ по всей галактике, и с большой точностью могли бы предсказать существование им подобных на многие световые годы вокруг, нам было бы не так интересно изучать очередных подобных тварей.
Таким образом, если существуют инопланетяне, способные добраться до нас, то все технологии, которые им для этого необходимы, делают подобное путешествие если не бессмысленным, то как минимум необязательным.
Мы не настолько продвинутые и важные, как мы думаем. Нет такой веской причины, по которой им было бы интересно встретиться с нами — мы просто слишком узко мыслим.
Спасибо! За прекрасную статью!