Книгу Дмитрия Чернышева «Как люди думают?» прочитал на одном дыхании. Пожалуй, самая интересная идея, которую я там вычитал, о том, что все люди мыслят более не менее одинаково. Отличия обусловлены только тем, что мы читали разные книги и общались с разными людьми. Ну и случайностями. Не существует таких вещей как гениальность, талант, божья искра и подобных. «Вы можете достать из своей головы только то, что когда-то в нее положили. Немного перегруппировав и видоизменив.» Об этом же, кстати, говорил и Жак Фреско.
Книга какое-то время распространялась бесплатно, поэтому найти электронную версию не составит труда. Ну и покупать тоже никто не запрещает.
Далее некоторые цитаты из книги, которые я себе отметил.
* * *
Нет никаких причин ходить на нелюбимую работу. В этом случае вы просто выбрасываете вашу жизнь в мусорное ведро. А она бесценна. Вероятность вашего появления на свет практически равна нулю. Представьте то огромное количество случайностей, которое привело к вашему рождению. Ваши родители могли не встретиться и не полюбить друг друга, с вами десятки раз могло случиться что угодно. Помножьте это теперь хотя бы на несколько поколений. Добавьте войны и болезни. Ни вас, ни меня не должно было быть в живых. Относитесь к своей жизни как к потрясающему, невероятному подарку. Наша жизнь так устроена, что мы можем ее только тратить. Вы не можете сейчас, пока у вас плохое настроение, не жить, зато потом, когда оно улучшится, — прожить накопленное. В ваших силах только решать, на что потратить такой драгоценный ресурс, как время.
* * *
Несколько лет назад в Нью-Йорке была хорошая выставка. Фотоаппарат зарядили пленкой, поставили на автоспуск и сбросили с небоскреба. Он летел, вращаясь, и снимал то, что случайно попало в объектив, — окна, людей в окнах, стены, кусок неба. А потом разбился об асфальт. Фотоснимки, сделанные камерой в полете, и стали экспозицией. Мне кажется, что эта фотосессия — хорошая метафора нашей жизни. Нас никто не спрашивал, хотим ли мы рождаться. У этих ли родителей? В этой ли стране? В это ли время?
Нет. Нас просто сбросили с небоскреба — лети. И максимум, на что мы способны, — это сделать фотосессию интересной.
* * *
Интересно, что в Финляндии наказывают не ребенка, а его любимую игрушку — ставят ее в угол, запирают… На провинившегося ребенка это действует гораздо сильнее.
* * *
Я как-то рассматривал рисунки из средневекового бестиария. Всех этих грифонов, кентавров и киноцефалов. И меня поразило, что эти существа — не что иное, как разобранные на части известные животные, которых просто собрали в другом порядке. Фактически это очень простой детский конструктор, из нескольких несложных форм которого можно создать огромное количество новых существ.
Возникает очень интересный вопрос: можно ли в принципе придумать что-то, аналогов чего не существует в окружающем нас мире? Скорее всего, это невозможно. Но, комбинируя уже существующие варианты, мы все время раздвигаем границы нашего воображения.
* * *
У Скотта Адамса, автора комиксов про инженера Дилберта, который любит технологии больше, чем людей, есть интересная формула смешного: юмор из любой ситуации можно извлечь, используя правило «2 из 6». Чтобы что-либо получилось смешным, вам нужны как минимум два из следующих элементов:
— Cute (симпатичный)
— Naughty (аморальный)
— Bizarre (странный)
— Clever (умный)
— Recognizable (узнаваемый)
— Cruel (жестокий)
Комикс получается лучше всего, когда симпатичный пес Догберт делает что-то жестокое умным способом по отношению к узнаваемым.
* * *
Кроме игр детское воображение стоит еще на двух китах — это сказки и загадки. Начнем со сказок.
Толкин писал, что любая волшебная история выполняет три функции: бегство от действительности, утешение и счастливый конец. Но он не упомянул самого главного — сказки будят фантазию. В развитии ребенка есть очень важный качественный скачок — когда он начинает врать. Или придумывать. Начинает хитрить в играх. Обычно, столкнувшись с подобным, родители очень расстраиваются. А на самом деле это прорыв в новое измерение, осознание того, что вместо единственной реальности «как все было на самом деле» существует бесконечное множество других реальностей «как бы это могло быть». Кроме того, на обмане/придумывании построено огромное количество прекрасных вещей: художественная литература, театр, живопись, кинематограф, вежливость…
* * *
В 1688 году Джон Локк получил письмо от ирландского физика Уильяма Молинье с интересным вопросом: допустим, слепой от рождения человек научился распознавать на ощупь различные геометрические тела — шары, кубы и пирамиды. Если он обретет зрение, сможет ли он сразу узнать эти фигуры, не прикасаясь к ним?
Локку настолько понравился этот вопрос, что он включил его в свой фундаментальный труд «Опыт о человеческом разумении». Уже в наше время был получен ответ на этот вопрос. Пятерым слепым от рождения детям зрение было возвращено хирургическим путем. Если коротко, то ответ на вопрос Молинье — нет, не может. Это приводит нас к интересному выводу: как бы мы сильно ни представляли себе ЧТО-ТО невиданное и неизвестное, мысленно «ощупывая» это внутри своей головы, когда мы столкнемся с НИМ, сначала мы не узнаем ЕГО.
* * *
Первая книга Джеймса Гвотни никак не раскупалась. Писатель дал объявление в газету: «Молодой красивый миллионер хотел бы познакомиться с девушкой, похожей на героиню книги Джеймса Гвотни». Весь тираж был раскуплен за сутки.
* * *
Единственный доступный для нас способ мышления — это перебор вариантов и комбинация уже известных вещей. Вы можете достать из своей головы только то, что когда-то в нее положили. Немного перегруппировав и видоизменив.
* * *
Допустим, в пятницу вам звонит неизвестный и в коротком разговоре конфиденциально сообщает, что у вас есть прекрасная возможность решить свои финансовые проблемы. Он владеет секретной информацией и точно знает, какая из семи лошадей победит в воскресном забеге. И называет ее имя. Вы, разумеется, относитесь к этому с недоверием. Но эта лошадь действительно приходит первой. В следующую пятницу все повторяется. Незнакомец называет имя лошади. И она побеждает. Вы начинаете колебаться и с нетерпением ждете следующего звонка.
В пятницу незнакомец опять звонит вам, но на этот раз предлагает вам купить имя победителя. Он дважды уже доказал вам, что его информация точна.
Заплатите ли вы?
Хитрость состоит в том, что неизвестный звонит всем подряд по телефонному справочнику. Допустим, абонентам первых десяти страниц справочника он говорит, что победит лошадь № 1, следующим десяти — лошадь № 2… В следующую пятницу он обзванивает только тех абонентов, которым он сообщил имя настоящего победителя… 49 звонков = 1 потенциальный покупатель.
* * *
Предметом длительных дискуссий был вопрос, как изображать Адама и Еву — с пупком или без. Без пупка человек выглядел несколько странно, а появиться пупку было вроде бы неоткуда. Многие художники решали эту проблему, прикрывая живот рукой или листьями.
* * *
Древние германцы принимали решение, только выслушав дело дважды: до выпивки и после. Они считали, что на любой вопрос нужно посмотреть с разных точек зрения.
* * *
В Российской империи адвокаты делились на две категории: одни получали деньги за визит и были заинтересованы в том, чтобы клиент быстрее ушел. Они слегка укорачивали передние ножки стула, чтобы клиенту было неудобно и он все время сползал. Другие адвокаты получали почасовую оплату. Они укорачивали задние ножки, чтобы клиенту сложнее было встать.
* * *
И у викингов было весьма специфическое представление о чести. Великий исландский герой Эгиль Скаллагримссон был прекрасным викингом с «бычьей шеей, мощного сложения и выше любого другого мужчины». Однажды, взятый в плен крестьянином, Эгиль украл его серебро и сбежал. Во время бегства он понял, что поступает как вор, поэтому вернулся и убил крестьянина. Затем унес добычу уже с чистой совестью.
* * *
Шкала ценностей практически всего, что вас окружает, находится в вашей голове. И эта шкала не может быть абсолютной. Только относительной. Корпорации тратят миллиарды долларов, чтобы в крошечном кусочке вашего мозга немножко поменять отношение к их товару. А вы можете поменять отношение к целому миру самостоятельно. Совершенно бесплатно. И этим изменить свою жизнь.
Нет прямой взаимосвязи между уровнем жизни отдельного человека и тем, насколько он доволен этой жизнью. Нищий непалец, у которого нет практически ничего, может быть гораздо счастливее, чем вечно недовольный всем новый русский, у которого есть практически все.
В Москву недавно приезжал легендарный японский сэнсэй. В последний раз он был в нашей стране в начале девяностых, когда все было совсем плохо. Его спросили: сильно ли изменился город за эти двадцать лет? Скорее всего, спрашивающий хотел услышать, как Москва похорошела за это время, сколько в ней появилось дорогих автомобилей, высотных зданий и хорошо одетых людей. Сэнсэй ответил: «Вы знаете, Москва практически не изменилась. И тогда, и сейчас на улицах почти никто не улыбается».
Огромное количество проблем современного мира находится только в голове человека. И для их решения не нужно менять весь мир. Достаточно просто изменить к ним отношение.